Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Новости

Власти Якутии заменили федеральную трассу «Вилюй» технологической дорогой

22.11.2017

После постройки нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО) с технологической дорогой вдоль трубы власти Якутии отложили на многие годы окончание строительства федеральной трассы «Вилюй».

Федеральная автомобильная дорога А331 «Вилюй» — проектируемая автомобильная дорога федерального значения, которая должна соединить Иркутскую область и Якутию. Маршрут трассы будет проходить из Тулуна Иркутской области через Братск, Усть-Кут, Мирный с конечной точкой в Якутске. Длина трассы составит до 3 тыс. км. В настоящее время существуют участки будущей трассы от Тулуна до Усть-Кута (бывшая Р419), от Мирного до Якутска, остальные участки существуют преимущественно как автозимники.

От возможности проехать по Вилюйской трассе зависит снабжение всего Мирнинского района Якутии. В середине нынешнего июля, например, дожди размыли дорожное полотно, и на пару недель автомобильное сообщение района с остальной республикой было невозможным. С появлением круглогодичного надежного движения по «Вилюю» был бы решен вопрос с доставкой товаров не только для жителей Мирнинского района, но и более северных – Оленекского и Анабарского. Кроме того, новая дорога стала бы альтернативным путем доставки грузов в Вилюйскую группу районов.

Еще после революции было решено привести древний Вилюйский тракт в приемлемое для проезда состояние. В 1936 году был даже осуществлен первый пробный автопробег Якутск-Вилюйск, но строительство было прервано войной. В октябре 2005 года была сдана в круглогодичную эксплуатацию первая часть дороги — 1184 километра от Мирного до Якутска. Но скоро дорога вновь пришла в упадок. В сети можно найти много фото и видеоматериалов о кошмарном состоянии этой трассы.

Неожиданно у жителей Якутии появилась альтернатива «Вилюю» – технологическая дорога вдоль нефтепровода ВСТО. Она была построена вместе с трубой за три года – с 2006 по 2009. Построенная нефтяниками за три года грунтовая дорога оказалась лучше, чем то, что десятилетия строят и эксплуатируют якутские власти. Дороги вдоль своих трубопроводов построила и компания «Сургутнефтегаз».

Но вот незадача, дороги вдоль магистральных трубопроводов относятся к имуществу трубопроводного комплекса, на них распространяется особый режим охраны, допускать на них посторонний транспорт нормативными документами категорически запрещено. Но нефтяникам пришлось сделать для местных жителей исключение. После ряда конфликтов с местными жителями и властями нефтяники выработали правила допуска на дорогу: машина должна быть повышенной проходимости (легковушка не проедет); пропуск надо оформлять заранее, что можно сделать через Интернет; коммерческому транспорту за проезд надо платить; охрана имеет право досматривать машины. Без взимания какой-либо платы пропускаются частные машины местных жителей, административный транспорт, автомобили медучреждений, МЧС, государственных органов контроля (надзора), а также правоохранительных органов.

За последнее время никаких особых конфликтов по поводу проезда вдоль нефтепровода ВСТО не возникало. Но сейчас коммерсанты (особенно усердствуют перевозчики спиртного) начали жаловаться на высокую плату. И это при том, что торговля спиртным в республике сильно «отрегулирована». Парламент Якутии совместно с сельскими и поселковыми советами каждый год принимает законы о запрете продажи спиртного в различных районах республики. По известным причинам в регионе идет настоящая борьба с пьянством.

Неожиданно коммерсантов поддержало руководство республики. Недавно к проблеме подключилась «ОПОРА России». Ее президент Александр Калинин в ходе II независимого форума предпринимателей Якутии предложил вмешаться в установление цены на проезд Федеральной антимонопольной службе, так как, по его мнению, нефтяники со своими технологическими дорогами являются локальными монополиями, поэтому сборы за проезд подпадают под регулирование ФАС.

ФАС, конечно, может попытаться «отрегулировать вопрос», хотя очевидно, что это не ее зона компетенции. Но даже если представить… только суть проблемы это не решает, а для местных жителей только усугубляет. Во-первых, технологический проезд не может заменить федеральную трассу, построенную и обслуживаемую в соответствии с государственными нормативами. Во-вторых, и это главное, если сейчас жители ничего не платят за проезд по технологической дороге, при вмешательстве ФАС платить придется всем – и коммерсантам и частным лицам, вместе с администрацией и чиновниками. Обрадуется ли такому сомнительному «вмешательству» население? Ну и даже если подключится ФАС, когда это случится?

Обрадованные появлением проезда вдоль ВСТО власти Якутии отнесли окончание строительства трассы «Вилюй» аж на 2030 год! На форумах якутяне так и пишут: «Будет больше пользы республике, если достроят дорогу "Вилюй", чем снижать стоимость для коммерсантов на проезд по технологической дороге». 

Максим Рыков