Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Новости

Каждая пятая дорога в России – ничья

10.07.2017

«В целом по стране до 20% дорог ничьи, т.е. юридически никому не принадлежат», - такой вывод сделала автор исследования Фонда «Хамовники», преподаватель НИУ ВШЭ Ольга Моляренко.

В исследовании «Конструктивная роль неформальных отношений в системе государственного и муниципального управления» говорится, что чаще всего «ничейными» в России оказываются: кладбища, дороги, придомовые территории, мосты, водопроводы, водонапорные башни, водозаборы, «государственная» геодезическая сеть, газораспределительные сети. То, что инфраструктура ничья, не значит, что ей не пользуются.

Ситуация с национальным парком «Нижняя Кама» в Татарстане: в советское время дороги, расположенные на его территории, строил и ремонтировал «КамАЗ», но после распада Союза и формирования нацпарка они оказались без хозяина, при этом активно эксплуатируются. Сегодня плохое состояние этих дорог — частый сюжет в местной прессе: повод — ДТП со смертельным исходом.

— У бесхозяйных объектов (если соблюдать юридическую точность) нет собственника, они не зарегистрированы ни в каких официальных реестрах, значит, формально не существуют,— объясняет «Огоньку» социолог Ольга Моляренко из фонда «Хамовники», автор проекта.— В целом оценить, сколько ничейного имущества в стране, практически невозможно. Тем не менее мы заинтересовались этим вопросом, наше исследование охватывает 59 регионов.

О масштабе явления говорят примеры: у 30% проблемных дорог в Подмосковье нет официального хозяина, а в целом по России каждая пятая дорога — ничья; в стране сотни населенных пунктов, которые уже четверть века не платят за электроэнергию — платить некому, поскольку сети — ничьи.

Причина появления большинства неучтенных дорог — их пограничное положение. Когда, например, не было решено, кто отвечает за автомобильный переезд через железнодорожные пути — железнодорожники или местная власть. Ничейные улицы частного сектора — проблема характерна для Новосибирска и Перми. Зачастую не оформлены, без собственника дороги, ведущие к дачным и садоводческим товариществам. Исследователи фиксируют эту проблему, например, в Подмосковье, Сахалинской, Астраханской, Омской областях, Удмуртии. «На местном уровне обещания политиков дачникам отремонтировать и благоустроить эти дороги — частый ход в предвыборной борьбе, ведь это насущный для них вопрос,— замечает Ольга Моляренко.— Правда, это так обещанием, как правило, и остается».

Большая проблема — бесхозяйные придомовые проезды многоквартирных домов. Часто собственники такого дома оформляют землю по границам строения без прилегающей территории с дорогами. Жители уверены, что обслуживать их обязаны муниципальные власти, те же считают ответственными за них самих жильцов или управляющие компании. Как следствие, ничейные проезды некому расчищать, и заметнее всего это становится в снежную зиму.

К бесхозяйным относятся и незарегистрированные дороги, проложенные к недавно построенным микрорайонам или домам. Бывает, что муниципалитеты годами тянут с легализацией таких дорог, отчасти из-за дороговизны процедуры оформления. Исследователи приводят в пример дорогу к Губернскому микрорайону в подмосковном Чехове и около 40 дорог в Приморском районе Санкт-Петербурга.

Немало ничьих дорог общего пользования, которые расположены на ведомственных землях, прежде всего Минобороны. Это беда многих военных городков. Муниципальные власти не могут оформить их на себя, так как для этого нужно иметь в собственности земельные участки, по которым эти дороги пролегают, а для министерства, владеющего этими участками, дороги — непрофильная сфера, и выходит, что на их содержание тратиться не надо.

Ничейными бывают дороги к ведомственным объектам. Вот пример: от Волгодонска до расположенной в 16 километрах Ростовской АЭС ведет дорога, которая никому не принадлежит, за которую никто не отвечает. А все потому, что когда происходило акционирование станции, непрофильное имущество, и эта дорога в том числе, должно было быть передано местным властям, только этого почему-то не произошло.

«Безвыходное положение органов местного самоуправления в сочетании со стремлением физических и юридических лиц снизить издержки своего существования (финансовые, информационные, административные и проч.) приводят к теневому государственному и муниципальному управлению – совместному неформализованному решению коммунальных проблем за счет задействования ресурсов социума. Бесхозяйные объекты содержатся преимущественно за счёт нерегистрируемых доходов граждан и предприятий, потому официальному процессу централизации, встраивания местного самоуправления в систему государственной власти, противостоит скрытое нарастание децентрализации и автономизации», - рассказывает автор исследования Ольга Моляренко.