Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Проекты

МОЦ «За безопасность российских дорог» провел исследование эффективности использования транспортного налога (ТН) за 2014 год в регионах РФ.

МОЦ «За безопасность российских дорог» провел исследование эффективности использования транспортного налога (ТН) за 2014 год в регионах РФ.

18.02.2015

Ежегодно каждый российский автомобилист платит транспортный налог. До 2003 года данный вид налога носил название «дорожного» и представлял собой ежегодный сбор денежных средств с автовладельцев в госбюджет. Все поступившие средства использовались только на ремонт и поддержание дорог. С 2003 года данный вид налога был переименован в транспортный и перестал иметь целевое значение. Также изменилась форма выплаты. Согласно 56 статье Бюджетного кодекса, транспортный налог в размере 100% идет в бюджет субъекта Федерации. Причем сам субъект наделяется правом по своему усмотрению корректировать налог, повышая его в пять раз или понижая - в десять. Специалисты межрегионального общественного центра «За безопасность российских дорог» исследовали взаимосвязь между объемом взимаемого транспортного налога и безопасностью автомобильных дорог в исследуемых регионах. По результатам был составлен ТОП-10 регионов, где объем взимаемого транспортного налога соответствует качеству и безопасности дорог, а также ТОП-10 регионов, где количество средств полученных с автомобилистов практически не влияют на качество и безопасность трасс.

Исследование основывается на данных за 2014 год Федеральной налоговой службы, Росстата, ГИБДД и собственной статистики МОЦ «За безопасность российских дорог».

Эксперты центра анализировали данные о годовых поступлениях в региональные бюджеты транспортного налога и сопоставляли с протяженностью местных автодорог. По определенной методике полученные данные дифференцировали по стоимости ТН, приходящегося на одну лошадиную силу, в зависимости от региона. Поскольку величина налога зависит от мощности двигателя, то для сравнения был выбран налог на автомашину с мощностью двигателя 110 лошадиных сих (это наиболее распространенный класс автомобилей). Полученные результаты сравнивались с уровнем безопасности дорог в том или ином регионе. Уровень безопасности дорог был отдельно просчитан специалистами Центра, по результатам составлен рейтинг регионов (см. Таблицу 3).

ТОП-10 (см. Таблицу 1) регионов с лучшим соотношением объемов взимаемого транспортного налога (ТН) и безопасности дорог возглавляет Томская область. Жители региона, платя минимальный транспортный налог – 6,5 руб. за лошадиную силу, при этом в «Рейтинге безопасности российских дорог – 2014» область занимает второе место. Томская область уступила лишь одну строчку Калининградской области. Здесь жители платят транспортный налог в два раза больше - 14 руб. за л.с., что повлияло на позицию области в рейтинге. Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Томской области на 19% больше, а поступление в казну за счет транспортного налога на 49% ниже, чем в Калининградской области.

Замыкают рейтинг на 9 и 10 строчке Калужская и Оренбургская области. Относительно низкие налоговые ставки – 14 и 20 руб./л.с. соответственно, и незначительные, по сравнению с другими регионами, объемы собираемости ТН, позволяют удерживать относительно высокие позиции в рейтинге безопасности автодорог.

 

Таблица 1 «ТОП-10 регионов эффективного использования транспортного налога»

ТОП-10 регионов эффективного использования транспортного налога

Рейтинг

Регион РФ

Место в «Рейтинге безопасности российских дорог -2014»

1

Томская область

2

2

Калининградская область

1

3

Приморский край

5

4

Новосибирская область

11

5

Смоленская область

6

6

Хабаровский край

8

7

Ивановская область

15

8

Курская область

16

9

Калужская область

18

10

Оренбургская область

19


Кроме регионов, где объемы финансовых поступления в местный бюджет так или иначе соответствует уровню безопасности на дорогах, есть регионы, в которых высокая собираемость и значительные объемы ТН никак не влияют на безопасность улиц и качество дорожного полотна (аварийность в данных субъектах РФ по причине неудовлетворительного состояния дорог значительна). В ТОП-10 неэффективного использования транспортного налога (см. Таблицу 2) попали регионы с самыми высокими налоговыми ставками и самым низким уровнем безопасности дорог.

Наихудшие показатели демонстрирует Московская область. Собирая 29 рублей за лошадиную силу, регион имеет минимальный коэффициент безопасности. В «Рейтинге безопасности российских дорог – 2014» он занимает последнее, 45 место. За счет транспортного налога бюджет региона пополняется на 6529,00 млн. рублей ежегодно. Второе и третье места делят Ленинградская область и Республика Башкортостан с налоговой ставкой в 35 руб./л.с. Имея в 2014 году ТН в 70389,83 руб. на километр трасс, Ленинградская область занимает 43 место в "Рейтинге безопасности – 2014". При меньшей стоимости, большей протяженности дороги и более высокому уровню безопасности Пермский край занимает шестое место ТОП-10 неэффективного использования транспортного налога. Налоговая ставка в регионе составляет 30 руб./л.с.

 

Таблица 2 «ТОП-10 регионов неэффективного  использования транспортного налога

ТОП-10 регионов неэффективного  использования транспортного налога

Рейтинг

Регион РФ

Место в «Рейтинге безопасности российских дорог -2014»

1

Московская обл.

45

2

Ленинградская обл.

43

3

Республика Башкортостан

42

4

Нижегородская обл.

44

5

Ростовская область

41

6

Пермский край

37

7

Краснодарский край

39

8

Саратовская область

27

9

Воронежская область

29

10

Кировская область

33

 Остальные регионы, не попавшие в ТОП-10 обеих категорий, находятся в середине списка, балансируя между средним уровнем безопасности дорог и средним же уровнем собираемости и объемов ТН.

 В отдельную категорию стоит выделить столицы России - Санкт-Петербург и Москву. Субъекты обладают несоизмеримо большими бюджетными поступлениями за счет объема автопарка, суммарно превышающего некоторые регионы, в пять и более раз. Налог на километр пути здесь исчисляется в миллионах рублей. 

Таблица 3 «Использование ТН в столицах»

Использование транспортного налога в столицах

Регион РФ

Объем ТН на километр дорог в регионе

1

Санкт-Петербург

2641826,12 руб.

2

Москва

2934034,80 руб.

 

Таблица 4 "Рейтинг безопасности - 2014"




Регион

ДТП по НДУ

Погибших

Раненых

Рейтинг территорий

1

Калининградская область

363

56

247

0,9

2

Томская область

273

41

314

1,0

3

Белгородская область

306

82

314

1,0

4

Санкт-Петербург

470

38

573

1,1

5

Приморский край

637

66

767

1,1

6

Смоленская область

175

41

209

1,2

7

Архангельская область

396

35

528

1,2

8

Хабаровский край

504

43

627

1,2

9

Москва

2191

216

2557

1,3

10

Тюменская область

294

28

382

1,3

11

Новосибирская область

395

41

468

1,3

12

Пензенская область

498

48

658

1,3

13

Владимирская область

536

60

714

1,3

14

Ульяновская область

544

58

730

1,3

15

Ивановская область

480

39

647

1,4

16

Курская область

501

49

617

1,4

17

Ярославская область

488

91

623

1,5

18

Калужская область

532

78

719

1,5

19

Оренбургская область

725

83

941

1,5

20

Республика Татарстан

765

130

1046

1,5

21

Тульская область

806

67

1031

1,5

22

Тамбовская область

468

63

646

1,6

23

Забайкальский край

542

80

697

1,6

24

Рязанская область

573

66

770

1,6

25

Кемеровская область

1002

121

1283

1,6

26

Астраханская область

815

42

1043

1,7

27

Саратовская область

868

130

1043

1,7

28

Красноярский край

933

211

1035

1,7

29

Воронежская область

1090

198

1273

1,7

30

Алтайский край

800

44

975

1,8

31

Омская область

912

75

1 250

1,8

32

Самарская область

1 376

145

1 814

1,8

33

Кировская область

543

70

698

1,9

34

Ставропольский край

1 283

193

1 594

1,9

35

Челябинская область

1 068

173

1 323

1,9

36

Свердловская область

1 090

217

1 358

2,0

37

Пермский край

1 117

100

1 498

2,0

38

Волгоградская область

874

124

1 102

2,1

39

Краснодарский край

933

211

1 035

2,1

40

Иркутская область

1 246

172

1 581

2,1

41

Ростовская область

1 294

157

1 530

2,1

42

Республика Башкортостан

890

154

1 108

2,3

43

Ленинградская область

756

154

1 024

2,5

44

Нижегородская область

1 686

176

2 109

2,7

45

Московская область

2 600

532

3 242

4,0

 

Таблица 5 "Собираемость ТН в регионах РФ. 2014 г."

Регион РФ

поступление в бюджет млн.р.

Забайкальский край

243,00

Ивановская область

378,00

Смоленская область

423,10

Астраханская область

448,30

Рязанская область

516,40

Тамбовская область

534,30

Курская область

565,80

Калужская область

574,00

Ульяновская область

583,10

Пензенская область

594,10

Архангельская область

595,50

Тюменская область

639,80

Кировская область

693,30

Оренбургская область

695,10

Ставропольский край

708,00

Ярославская область

734,60

Томская область

740,10

Тульская область

767,70

Омская область

777,30

Владимирская область

799,30

Волгоградская область

1 000,70

Хабаровский край

1 027,00

Приморский край

1 060,30

Иркутская область

1 091,30

Калининградская область

1 108,10

Белгородская область

1 150,20

Кемеровская область

1 234,00

Алтайский край

1 240,50

Новосибирская область

1 336,20

Саратовская область

1 358,30

Красноярский край

1 374,10

Свердловская область

1 546,80

Ленинградская обл.

1 588,60

Пермский край

1 591,80

Воронежская область

1 620,60

Республика Башкортостан

1 759,80

Челябинская область

1 981,10

Ростовская область

2 072,30

Самарская область

2 208,10

Нижегородская обл.

2 556,20

Республика Татарстан

3 085,80

Краснодарский край

3 674,00

Московская обл.

6 529,00

Санкт-Петербург

8 657,00

Москва

17 400,00

 

Таблица 6 "Ставки ТН на л.с."

Регион РФ

ТН в регионах (110 л. с)

Томская область

6,50р.

Забайкальский край

7,00р.

Свердловская область

9,40р.

Новосибирская область

10,00р.

Приморский край

13,00р.

Калининградская область

14,00р.

Хабаровский край

14,00р.

Кемеровская область

14,00р.

Красноярский край

14,50р.

Иркутская область

14,50р.

Оренбургская область

15,00р.

Омская область

15,00р.

Ставропольский край

15,00р.

Ростовская область

15,00р.

Смоленская область

16,00р.

Ивановская область

17,00р.

Волгоградская область

17,50р.

Калужская область

20,00р.

Алтайский край

20,00р.

Челябинская область

20,00р.

Курская область

22,00р.

Архангельская область

24,00р.

Самарская область

24,00р.

Белгородская область

25,00р.

Москва

25,00р.

Тамбовская область

25,00р.

Краснодарский край

25,00р.

Тульская область

25,40р.

Астраханская область

27,00р.

Владимирская область

28,00р.

Пензенская область

28,00р.

Рязанская область

28,00р.

Ярославская область

28,10р.

Московская обл.

29,00р.

Ульяновская область

30,00р.

Тюменская область

30,00р.

Воронежская область

30,00р.

Саратовская область

30,00р.

Кировская область

30,00р.

Пермский край

30,00р.

Нижегородская обл.

31,50р.

Санкт-Петербург

35,00р.

Республика Татарстан

35,00р.

Республика Башкортостан

35,00р.

Ленинградская обл.

35,00р.

 

МОЦ «За безопасность российских дорог» провел исследование эффективности использования транспортного налога (ТН) за 2014 год в регионах РФ.
Исследование основывается на данных за 2014 год Федеральной налоговой службы, Росстата, ГИБДД и собственной статистики МОЦ «За безопасность российских дорог».
По результатам был составлен ТОП-10 регионов, где объем взимаемого транспортного налога соответствует качеству и безопасности дорог, а также ТОП-10 регионов, где количество средств полученных с автомобилистов практически не влияют на качество и безопасность трасс.