Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Эксперты

Не те дороги

48 , 11.03.2014

Новые федеральные трассы во времена СССР не строились. Они реконструировались, ремонтировались, но в своей основе дорожная сеть не менялась со времен падения царского режима. Сотни и тысячи километров новых дорог прокладывались только к новым месторождениям, в основном, вдоль ниток нефтегазопроводов. Так появилась сеть дорог в нефтегазоносных провинциях Поволжья, Урала и Сибири.

Только сейчас Росавтодор планирует начать строительство федеральных хордовых трасс в обход Московского региона, чтобы, например, с Урала можно было проехать к Волге и портам Черного моря, минуя МКАД.

Вопрос о том, сколько новых дорог ежегодно строится в России, ставить некорректно. Существует несколько категорий дорог и внекатегориальные дороги. Невозможно сложить пять километров новой грунтовки и пять километров четырехполосной федеральной трассы в десять километров новых дорог. Российская дорожная статистика полна курьезов. Например, согласно обзору «Дороги и транспорт» в 2006-2011 годах длина дорог общего пользования с твердым покрытием увеличилась на 200 тыс. км, а построено было только 12 тыс. км (!).

За 2013 год в стране построено 597 км федеральных трасс. В 2009 году тогдашний руководитель МЭРТ Эльвира Набиулина отметила, что при нынешних темпах реконструкции и строительства дорог для их обновления потребуется 270 лет.

Одним из вариантов решения дорожной проблемы в России может стать возрождение советской практики строительства нынешних временных притрассовых путей вдоль нефтегазопроводов как дорог общего пользования и с учетом их дальнейшей многолетней эксплуатации. Сейчас притрассовые дороги − собственность «Транснефти», «Газпрома» и других компаний, строящих дороги к разрабатываемым месторождениям. Формально, они имеют право закрыть эти дороги для стороннего транспорта, а могут открыть. На практике местные жители сразу же начинают активно пользоваться притрассовыми дорогами.

Нефтегазопроводов в России строится тысячи километров. «Газпром» сейчас реализует проекты «Бованенково — Ухта» (1100 км), «Ухта — Торжок» (1300 км), «Сахалин — Хабаровск — Владивосток» (1800 км), «Грязовец − Выборг» (700 км). В перспективе строительство газопроводов в Восточной Сибири от Кемеровской области до Хабаровска (частично вдоль трассы нефтепровода ВСТО-2), к новым месторождениям в Красноярском крае и Якутии.

«Транснефть» за последние годы завершила строительство нефтепроводов ВСТО-1 и ВСТО-2, БТС-2. Только вдоль трассы ВСТО-1 построено 1500 км вдольтрассовых проездов, в том числе 18 капитальных мостов. При строительстве БТС-2 было сооружено почти 700 км новых лежневых дорог.

Сейчас «Транснефть» строит нефтепроводы «Заполярье Пурпе» (488 км) и «Куюмба − Тайшет» (700 км). В рамках этих проектов предусмотрено строительство нескольких участков дорог, так, вдоль трассы «Куюмба − Тайшет» появится круглогодичная дорога протяженностью 350 км от Богучан почти до Подкаменной Тунгуски, уже получившая название «Эвенкийское шоссе». Сейчас здесь можно проехать только зимой по зимнику.

Транспортное богатство притрассовых путей нефтегазпроводов и дорог к другим месторождениям формально не включено в дорожную сеть страны, то есть деньги на их содержание из бюджетов не выделяются, при проектировании к ним не выдвигаются требования, как к дорогам определенной категории. Потом, когда рядом с месторождениями появляются поселки и города с промышленными объектами власти начинают разбираться с судьбой разбитых к тому моменту притрассовых проездов.

Изначальное планирование строительства притрассовых проездов как дорог общего пользования там могло бы принести значительную экономия средств, ведь если эти дороги востребованы, они все равно рано или поздно прекращаются в дороги общего пользования. А если не востребованы сейчас, то вполне могут быть востребованы в будущем при проектировании размещения новых производственных объектов и жилых поселений. Как говорится в старой присказке, была бы дорога, а трактир рядом с ней найдется.