Аналитика
Из пяти самых дорогих для бюджета трасс РФ три недостроены
Межрегиональный общественный Центр «За безопасность российских дорог» включил в рейтинг исследования «Дорогое российское бездорожье 2017» пять самых дорогих для бюджета трасс: «Уссури», «Лена», «Байкал», «Вилюй», «Колыма». На их строительство и реконструкцию в период 2010-2021 гг. из бюджета выделено 162 млрд рублей.
В ходе подготовки рейтинга учитывались такие параметры, как протяженность дорожного строительства, стоимость, сроки, а также качество дорожного полотна (на основе оценок экспертов и отзывов автовладельцев) и социально-экономическая значимость инфраструктурных объектов для субъектов Российской Федерации.
К построенным, то есть к трассам, по которым можно из конца в конец проехать в любой время года, относятся только две – «Уссури» и «Байкал». По трассам «Лена» и «Колыма» можно проехать только летом и зимой, потому что они разрываются реками без мостов. Трасса «Лена» перед Якутском обрывается на берегу одноименной реки, а трасса «Колыма» – у берега реки Алдан. Зимой через реки действует ледовые переправы, а летом паромы. По планам Росавтодора строительство моста через Лену должно было начаться в 2014 году и закончиться в 2020 году, но было отложено в связи с возникшей необходимостью строительства моста через Керченский пролив. О сроках строительства моста через Алдан ничего не известно.
Трасса «Вилюй» просто не построена. «Строительство трассы началось еще в 50-х годах. «Вилюй» - безусловный лидер среди всех дорожных долгостроев России. Трасса не построена даже наполовину, а то, что было сделано, постепенно разрушается, получается парадоксальная история – дорогу строят медленнее, чем она приходит в негодность», - комментирует руководитель отдела аналитики Центра Владимир Аверченко.
Летом и весной километровые участки трассы «Вилюй» вообще не пригодны для проезда. Их можно использовать только как зимник. Местные жители вынуждены ездить по ведомственным технологическим проездам вдоль нефтепроводов, что не безопасно и не совсем законно.
В 2017 году планировалось отремонтировать 91 километр дорожного покрытия. Однако ремонтные работы были приостановлены из-за нехватки финансирования. ФКУ Упрдор «Вилюй» в ноябре прошлого года сообщило, что ввело в эксплуатацию после капитального ремонта всего 31 км дорог при протяженности трассы 3 000 км.
Ни одна из указанных трасс не заасфальтирована до конца, на большей части покрытие гравийное. Вылетающие из-под колес камни приводят к многочисленным поломкам машин и пробою шин. Некоторые участки трасс страдают от паводков, например, в 2017 году на «Уссури» от паводков пострадали 150 км уже построенной трассы, включая 4 моста. Паводки также разрушают трассу «Колыма».
Отсутствие асфальтированных всесезонных трасс между Западной Сибирью и Дальним Востоком сдерживает экономическое развитие страны восточнее Байкала и превращение России в надежную транспортную артерию между странами АТР и Европы.